АВТОВАЗ в 2023 году: рост продаж и производства
Основными задачами в 2023 году было противостояние санкциям при одновременном сохранении непрерывности производства, сохранение коллектива автозавода, выполнение социальных гарантий и повышение заработной платы, перезапуск LADA Vesta в Тольятти, запуск производственной площадки в Санкт-Петербурге, расширение комплектаций автомобилей и возвращение ранее утраченных опций, а кроме того – дальнейшая реализация инвестиционных проектов новых автомобилей.
По итогам 2023 года АВТОВАЗ увеличил производство автомобилей до 374 077 штук. Более того, объемы производства автомобилей марки LADA на тольяттинской площадке стали рекордными за последние 10 лет. К концу года в производственной гамме находились 16 модификаций, при этом было возобновлено производство 16-клаппанных двигателей, а все модели были переведены на стандарт Евро-5. Было локализовано и замещено более 1200 деталей, узлов и материалов, которые ранее импортировались из недружественных стран. Команда АВТОВАЗа увеличилась до 34,5 тысяч человек, а в целом по Группе АВТОВАЗ – до 43 тысяч.
В 2023 году марка LADA нарастила долю на российском автомобильном рынке и достигла рекордных за последние 20 лет показателей – около 35%. LADA остается самым продаваемым автомобилем в РФ, а по итогам отчетного периода в рейтинге самых продаваемых моделей первую строчку снова заняла LADA Granta. Бестселлер бренда одновременно обновил свой годовой рекорд продаж, разойдясь тиражом в 206 116 автомобилей.
В целом продажи LADA в 2023 году выросли на 87%, составив 352 572 единицы. Помимо LADA Granta, в ТОП-5 российского авторынка вошло семейство LADA NIVA и LADA Vesta. В 2023 году реализовано 49 272 LADA Vesta нового поколения. Продажи семейства NIVA составили 92 003 штуки, этот объем почти поровну делят модели Legend и Travel.
По итогам года LADA полностью заняла сегмент легких коммерческих моделей В-сегмента: доля марки в этой нише рынка составила 99,6%, а всего было реализовано 4228 таких автомобилей.
Рост продаж LADA сопровождался развитием дилерской сети. На сегодня под контролем АВТОВАЗа работает 568 дилерских центров, из них 315 специализируются на LADA, а 253 – на автомобилях под брендами Renault и Nissan.
По итогам 2023 года на 22% выросли продажи запасных частей и аксессуаров. Активно развивался проект Lecar World, включающий продажу запчастей под собственной маркой Lecar, мультибрендовую сеть магазинов запасных частей и сервисных центров, маркетплейс по продаже запасных частей.
Одним из моментов трансформации LADA в 2023 году стало изменение бизнес-модели экспорта в связи с санкционным давлением. В ушедшем году за рубеж были отправлены около 6,5 тысячи LADA, их адресатами стали дилерские центры в 8 государствах. Приоритетными направлениями экспорта остаются страны ближнего зарубежья, при этом в ближайшем будущем планируется перезапуск продаж в странах Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока. Реализуется ряд проектов крупноузловой сборки LADA за рубежом, и одним из них может стать возобновление сборки Granta в Египте.
В 2024-м году АВТОВАЗ планирует запустить LADA Vesta с новым силовым агрегатом (1,8 EVO и автоматической трансмиссией), возобновить выпуск LADA Largus и начать производство e-Largus в Ижевске, планомерно восстанавливать цветовую гамму, опционный состав автомобилей (в том числе возвращение ESC на LADA Vesta), развивать выпуск специальных модификаций, включая спортивные, би-топливные, автомобили с ручным управлением. Продолжится работа над новыми моделями, включая LADA Iskra, старт производства которой намечен на начало 2025 года.